Проголосуй за наш сайт

 МОУ Трубинская оош

Ржевского района

Тверской области

 

тел. 8 48232 78-3-44 E-mail: trubinskaya-oosh@yandex.ru

Адрес: 172371 Тверская область Ржевский район

д. Трубино

Развитие креативных свойств личности ребенка средствами изоискусства

 

     Пусть в себя поверит ребенок!            

            

Изобразительное творчество позволяет ребёнку ощутить и по­нять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды, а также — освободиться от негативных переживаний.

Рисование развивает чувственно-двигательную координацию, так как требует согласованного участия многих психических фун­кций. По мнению специалистов, рисование участвует в согласо­вании межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе рисования активизируется конкретно-образное мышление, свя­занное, в основном, с работой правого полушария, и абстрактно-логическое, за которое ответственно левое полушарие.

Будучи напрямую сопряжено с важнейшими функциями (зре­ние, двигательная координация, речь, мышление), рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и свя­зывает их между собой.

Следовательно, рисование является важнейшим средством развития и становления личности ребенка.

     Дети много рисуют. Творчество тесно связано с жизнью ребен­ка, наполненной богатой игрой фантазии и символической дея­тельностью. Чувства и эмоции нередко находят выражение с по­мощью используемых детьми символов. Происходит смешение внутренней и внешней реальности. Фантазия играет важную роль в жизни, как ребенка, так и взрослого человека. Именно в фанта­зии человек черпает силы для преодоления всего того, что есть, и — через свою собственную деятельность — для достижения того, что будет.

      Для многих  детей рисование – это единственный способ раскрытия своего внутреннего мира и взаимодействия с окружающими.

           Если ребенок получает удовольствие от уроков, то это залог того, что и в даль­нейшем рисование станет его любимым занятием, поможет ему почувствовать вкус творчества и научит управлять сво­ими эмоциями. Кроме того, рисование развивает воображение и фантазию.

  Я ничего не пытаюсь навязывать юному художни­ку, а подвожу его к черте, перешагивая через которую тот самостоятельно делает для себя очередное откры­тие мира.

     Рисунки учащихся зависят от того, на­сколько образно изложена тема. Начи­нающим рисовальщикам учитель помогает оп­ределенными схемами. Вот, например, любое животное можно изобразить с помощью «вол­шебных овалов». Так, рисовать слона можно сле­дующим образом: рисуют два овала, один боль­шой - для туловища, и второй маленький - для головы. И затем уже дорисовывают отдельные детали - хвост, ноги, хобот, уши. Используя та­кую методику, каждый ребенок может нарисо­вать любое понравившееся животное. Эта схема дает юному художнику опору, и он пробует рисо­вать дальше. 

     Для ребенка чаще важен не результат, а сам процесс рисования. Ребенок не задумывается о конечном результате, он получает удовольствие от самого процесса рисования.

             Самое главное – вызвать интерес у детей. И для этого педагог должен применять различ­ные методики. Существуют несколько эффект­ных техник, которые привлекательны для де­тей любого возраста и могут применяться на уроках изобразительного искусства.

Техника воскографии. Лист ватмана покрыва­ется яичным желтком. Засохший лист сверху покрывают черной гуашью. Подождите не­сколько минут, пока он высохнет, а потом по этому фону можно работать любым острым предметом и «рисовать» любые сюжеты. Эта техника очень привлекательна и пользуется у всех детей большим успехом. К тому же, все это несложно сделать в школьных условиях.

     

Рельефная техника. На картон в любой последо­вательности наклеивают кусочки ниток и ткани, сжатую бумагу. Сверху накладывают краску, затем кладут чистый лист бумаги и ложкой  растирают по поверхности.

В результате на листе  бумаги получается отпечаток. Чем разнообразнее рельеф, тем интересней он получается. Дети просматривают отпечатки и в зависимости от воображения узнают в них какие-то предмета сказочных персонажей. Такое занятие очень  полезно для развития фантазии и креативного мышления.

Штампы. Из сырой картошки вырезается фигурка, покрывается краской. Дальше: фигуркой на листе бумаги ставятся печать. Таким способом ребенок может изображать красивый узор или орнамент. При этом не надо вырисовывать мелкие фигуры, значительно облегчает его труд. А результат получается очень красочный и приносит автору большую радость.

Кроме указанных методик, положительное действие оказывает коллективный рисунок. Учитель называет тему урока. Дается на весь класс большой лист бумаги. Красками рисуется общий фон «земля-небо». Затем каждый ученик рисует какую-то деталь, а в результате получается очень эффектное полотно. И даже самый слабый неуверенный в себе ребенок  чувствует себя причастным к общей работе. Это также повышает самооценку и придает ему уверенность. А кроме того, такое совместное   творчество   способствует развитию навыков общения.

 Пятно и монотипия. Лист бумаги складываем пополам, на одну половинку листа наносим цветовые пятна, распологая их  произвольно, за тем прижимаем вторую половинку листа. Фантазия и воображение помогут завершить работу. 

  

  

Рисование пальцами и ладонями рук. На листе формата А4 ребенок делает отпечатки своих ладоней используя по очередно основные краски (желтая, красная, синяя).

Цель упражнения: в игровой форме познакомить первоклассников с многообразием цветовых оттенков, возникающих при соединении основных цветов

Цветовое моделирование музыки. Детям после прослушивания музыкального произведения предлагается «стать» художниками и с помощью «волшебных»  цветов «нарисовать» музыку.

            Кляксография. Чернильные кляксы раздуваются детьми (трубочкой для коктейля) в различных направлениях. В результате получаются  фантастические образы. Цель этого упражнения – развитие абстрактного мышления, воображения и фантазии.

                                     

            Работа с природным материалом, коллаж. Картины с использованием засушенных растений в технике коллажа снимает с детей напряжение, связанное с изображением растений или их частей. Кроме этого прекрасно решают задачи композиции, цветовых сочетаний, развивают воображение и моторику рук, что особенно важно на начальных этапах обучения изоискусству.

                         

 

 

 Как правило, эти  виды деятельности вызывают у детей  большой интерес и является стимулом для дальнейшего творчества. Дело в том, что час­то детям не нравится их собственные рисунки, а такой вид творчества создает иллюзию, что они тоже могут сделать что-то интересное. Вот они и пробуют свои силы, фантазируют на бу­маге и через какое-то время страхи уходят, а готовый рисунок придает уверенность и дос­тавляет большое удовольствие. И этот успех очень важен. Постепенно ребенок перестает бояться чистого листа и возможности нарисовать что-то «не так» и его самооценка повышается.

Нужно найти способ сохранять работы ребенка, поскольку он гордится ими. Существует множество способов — это, например, особые папки, книга или журнал, выставки (которые можно делать индивидуально или совместно). 

Задача урока изобразительного искусства не в том, чтобы из каждого ученика сделать художника. Главное чтобы ребенок получал удовольствие от самого процесса рисования и творчества. Очень важно поддерживать процесс творчества и не пытаться оценивать «правильность» рисунка, оценка за работу или публичная оценка и даже просто аналитический разбор работы сдерживают творческий импульс. Принимается как аксиома, что все ученики – талантливые, замечательные художники.

 Нет «пра­вильного» или «неправильного», и это нужно четко объяснить. Детям нужно чувствовать себя в безопасности, знать, что создание образов — это способ передачи своего опыта, мыслей и чувств.

 Упражнения, используемые в моей практике, созданы таким образом, что отправной точкой является опыт каждого ребенка. В этом смысле дети являются «экспертами» в отношении своих работ.

 Важен вклад каждого: каждый ребенок делает важный и уни­кальный вклад. Все работы нужно рассматривать с равным уваже­нием, вне зависимости от профессионализма.

Главной задачей уроков изоискусства в общеобразовательной школе должно стать развитие у детей образного мышления или, попросту говоря, фантазии. А фантазия невозможна без импровизации. К этому всегда надо быть готовым педагогу.

Моя задача, как педагога, научить ребенка любить окружающий мир, привить любовь к его красоте и величию, радоваться и беречь его. 

       Убеждён, что практически каждого ребенка можно научить рисовать. Это не значит, что он станет профессиональным художником, но какими-то простейшими навыками владения карандашом и красками можно непременно научиться. Но самое главное – использовать возможности искусства для достижения положительных сдвигов в эмоциональном, интеллектуальном и личностном развитии ребенка.

 

Дата последнего обновления страницы 25.03.2021
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения