Пусть в себя поверит ребенок!
Изобразительное творчество позволяет ребёнку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды, а также — освободиться от негативных переживаний.
Рисование развивает чувственно-двигательную координацию, так как требует согласованного участия многих психических функций. По мнению специалистов, рисование участвует в согласовании межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе рисования активизируется конкретно-образное мышление, связанное, в основном, с работой правого полушария, и абстрактно-логическое, за которое ответственно левое полушарие.
Будучи напрямую сопряжено с важнейшими функциями (зрение, двигательная координация, речь, мышление), рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой.
Следовательно, рисование является важнейшим средством развития и становления личности ребенка.
Дети много рисуют. Творчество тесно связано с жизнью ребенка, наполненной богатой игрой фантазии и символической деятельностью. Чувства и эмоции нередко находят выражение с помощью используемых детьми символов. Происходит смешение внутренней и внешней реальности. Фантазия играет важную роль в жизни, как ребенка, так и взрослого человека. Именно в фантазии человек черпает силы для преодоления всего того, что есть, и — через свою собственную деятельность — для достижения того, что будет.
Для многих детей рисование – это единственный способ раскрытия своего внутреннего мира и взаимодействия с окружающими.
Если ребенок получает удовольствие от уроков, то это залог того, что и в дальнейшем рисование станет его любимым занятием, поможет ему почувствовать вкус творчества и научит управлять своими эмоциями. Кроме того, рисование развивает воображение и фантазию.
Я ничего не пытаюсь навязывать юному художнику, а подвожу его к черте, перешагивая через которую тот самостоятельно делает для себя очередное открытие мира.
Рисунки учащихся зависят от того, насколько образно изложена тема. Начинающим рисовальщикам учитель помогает определенными схемами. Вот, например, любое животное можно изобразить с помощью «волшебных овалов». Так, рисовать слона можно следующим образом: рисуют два овала, один большой - для туловища, и второй маленький - для головы. И затем уже дорисовывают отдельные детали - хвост, ноги, хобот, уши. Используя такую методику, каждый ребенок может нарисовать любое понравившееся животное. Эта схема дает юному художнику опору, и он пробует рисовать дальше.
Для ребенка чаще важен не результат, а сам процесс рисования. Ребенок не задумывается о конечном результате, он получает удовольствие от самого процесса рисования.
Самое главное – вызвать интерес у детей. И для этого педагог должен применять различные методики. Существуют несколько эффектных техник, которые привлекательны для детей любого возраста и могут применяться на уроках изобразительного искусства.
Техника воскографии. Лист ватмана покрывается яичным желтком. Засохший лист сверху покрывают черной гуашью. Подождите несколько минут, пока он высохнет, а потом по этому фону можно работать любым острым предметом и «рисовать» любые сюжеты. Эта техника очень привлекательна и пользуется у всех детей большим успехом. К тому же, все это несложно сделать в школьных условиях.
Рельефная техника. На картон в любой последовательности наклеивают кусочки ниток и ткани, сжатую бумагу. Сверху накладывают краску, затем кладут чистый лист бумаги и ложкой растирают по поверхности.
В результате на листе бумаги получается отпечаток. Чем разнообразнее рельеф, тем интересней он получается. Дети просматривают отпечатки и в зависимости от воображения узнают в них какие-то предмета сказочных персонажей. Такое занятие очень полезно для развития фантазии и креативного мышления.
Штампы. Из сырой картошки вырезается фигурка, покрывается краской. Дальше: фигуркой на листе бумаги ставятся печать. Таким способом ребенок может изображать красивый узор или орнамент. При этом не надо вырисовывать мелкие фигуры, значительно облегчает его труд. А результат получается очень красочный и приносит автору большую радость.
Кроме указанных методик, положительное действие оказывает коллективный рисунок. Учитель называет тему урока. Дается на весь класс большой лист бумаги. Красками рисуется общий фон «земля-небо». Затем каждый ученик рисует какую-то деталь, а в результате получается очень эффектное полотно. И даже самый слабый неуверенный в себе ребенок чувствует себя причастным к общей работе. Это также повышает самооценку и придает ему уверенность. А кроме того, такое совместное творчество способствует развитию навыков общения.
Пятно и монотипия. Лист бумаги складываем пополам, на одну половинку листа наносим цветовые пятна, распологая их произвольно, за тем прижимаем вторую половинку листа. Фантазия и воображение помогут завершить работу.
Рисование пальцами и ладонями рук. На листе формата А4 ребенок делает отпечатки своих ладоней используя по очередно основные краски (желтая, красная, синяя).
Цель упражнения: в игровой форме познакомить первоклассников с многообразием цветовых оттенков, возникающих при соединении основных цветов
Цветовое моделирование музыки. Детям после прослушивания музыкального произведения предлагается «стать» художниками и с помощью «волшебных» цветов «нарисовать» музыку.
Кляксография. Чернильные кляксы раздуваются детьми (трубочкой для коктейля) в различных направлениях. В результате получаются фантастические образы. Цель этого упражнения – развитие абстрактного мышления, воображения и фантазии.
Работа с природным материалом, коллаж. Картины с использованием засушенных растений в технике коллажа снимает с детей напряжение, связанное с изображением растений или их частей. Кроме этого прекрасно решают задачи композиции, цветовых сочетаний, развивают воображение и моторику рук, что особенно важно на начальных этапах обучения изоискусству.
Как правило, эти виды деятельности вызывают у детей большой интерес и является стимулом для дальнейшего творчества. Дело в том, что часто детям не нравится их собственные рисунки, а такой вид творчества создает иллюзию, что они тоже могут сделать что-то интересное. Вот они и пробуют свои силы, фантазируют на бумаге и через какое-то время страхи уходят, а готовый рисунок придает уверенность и доставляет большое удовольствие. И этот успех очень важен. Постепенно ребенок перестает бояться чистого листа и возможности нарисовать что-то «не так» и его самооценка повышается.
Нужно найти способ сохранять работы ребенка, поскольку он гордится ими. Существует множество способов — это, например, особые папки, книга или журнал, выставки (которые можно делать индивидуально или совместно).
Задача урока изобразительного искусства не в том, чтобы из каждого ученика сделать художника. Главное чтобы ребенок получал удовольствие от самого процесса рисования и творчества. Очень важно поддерживать процесс творчества и не пытаться оценивать «правильность» рисунка, оценка за работу или публичная оценка и даже просто аналитический разбор работы сдерживают творческий импульс. Принимается как аксиома, что все ученики – талантливые, замечательные художники.
Нет «правильного» или «неправильного», и это нужно четко объяснить. Детям нужно чувствовать себя в безопасности, знать, что создание образов — это способ передачи своего опыта, мыслей и чувств.
Упражнения, используемые в моей практике, созданы таким образом, что отправной точкой является опыт каждого ребенка. В этом смысле дети являются «экспертами» в отношении своих работ.
Важен вклад каждого: каждый ребенок делает важный и уникальный вклад. Все работы нужно рассматривать с равным уважением, вне зависимости от профессионализма.
Главной задачей уроков изоискусства в общеобразовательной школе должно стать развитие у детей образного мышления или, попросту говоря, фантазии. А фантазия невозможна без импровизации. К этому всегда надо быть готовым педагогу.
Моя задача, как педагога, научить ребенка любить окружающий мир, привить любовь к его красоте и величию, радоваться и беречь его.
Убеждён, что практически каждого ребенка можно научить рисовать. Это не значит, что он станет профессиональным художником, но какими-то простейшими навыками владения карандашом и красками можно непременно научиться. Но самое главное – использовать возможности искусства для достижения положительных сдвигов в эмоциональном, интеллектуальном и личностном развитии ребенка.